Почему люди не ездят по одной и той же стороне дороги
Немного истории
Мы спросили инструкторов по вождению, почему в разных странах разные правила движения. И вот что они нам рассказали.
Уже несколько тысячелетий люди спорят, по какой стороне дороги двигаться лучше всего, причем в этом споре учитывается два фактора: социальный и то, что большинство людей в мире правши.
Простолюдины всегда ходили справа, чтобы сберечь от повреждений имущество, носимое на правом плече. Повозки и экипажи при разъезде также забирали вправо, ведь натягивать вожжи вправо намного легче. А вот конным и пешим воинам сподручнее было разъехаться по левой стороне, так как ударная рука с мечом в этом случае находится ближе к противнику.
Постепенно транспортные потоки стали больше, и к XIII веку решили урегулировать данный вопрос. Так, в России, императрица Елизавета выпустила указ, что кареты должны придерживаться правой стороны. А вот парламент Англии наоборот решил, что ездить будет лучше слева.
Лепта англичан
Кстати, именно Англия внесла свою лепту в решение этого вопроса. Как известно, именно англичане построили в Японии железную дорогу, причем на свой манер. Затем спустя 14 лет японцы увидели первые автомобили, которые назывались безлошадными экипажами. За управление таким экипажем отвечал рычаг, торчащий из пола. Чтобы справиться с этим безлошадным автомобилем, нужно было приложить недюжинную силу. Именно поэтому водитель сидел с правой стороны.
В конце XIX века на замену рычага пришло рулевое колесо, управлять которым было легче. Изначально руль стоял ближе к краю дороги, то есть для правостороннего движения справа, а для левостороннего слева. Водителю было не только проще выходить, но и обгоняемые повозки были лучше видны. Год за годом машин становилось все больше и больше, и главное внимание водителя стали занимать обгоняющие и встречные транспортные средства. Так что его пересадили. Самая первая модель авто с левым рулем и верной посадкой водителя это Ford T, который появился в начале ХХ века.
На большинстве машин место водителя находится со стороны встречного потока.
Исключения из правил
Как говорят историки, в Швеции из-за узких дорог и небольших обочин при левостороннем движении авто изготовляли с европейским рулем. Это создавало некоторые проблемы при посещении правосторонней Финляндии или Норвегии, не говоря уже об остальных странах Европы. Надо сказать, что момент перехода всей Швеции на правостороннее движение отражено в истории. 3 сентября 67-го года прошлого века, ровно в 04.50 все транспортные средства переехали на правую полосу дороги. Таким образом, с 5 утра Швеция стала государством с правосторонним движением.
Еще никогда шведы не двигались на своих авто так осторожно, поэтому в первый месяц аварийность снизилась практически до нуля. Но за два последующих года количество ДТП вернулось на прежний уровень.
Интересен факт, что различия в установке руля никоим образом не влияют на очередность педалей управления. Это классический порядок газ, тормоз и сцепление (если смотреть справа налево). Так что хоть в ногах путаницы нет.
Видеоматериал об истории правостороннего движения:
Удачи на дорогах и счастливого пути!
В статье использовано изображение с сайта sfw.so

